Тула, Косая Гора, ул. Октябрьская, д. 1
+7 (4872) 23-08-98
Версия для слабовидящих
Добро пожаловать в нашу школу!
Музыкальная школа была открыта в 1964 году на базе ДК рабочего поселка Косая Гора. В настоящее время в детской школе искусств:
  • построена система непрерывности обучения детей с максимальным учетом их индивидуальных особенностей и склонностей;
  • преподаватели совершенствуют свое профессиональное мастерство;
  • использование в учебном процессе современные и качественные технологии цифровой записи и воспроизведения


Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг



В помещениях МБУДО ДШИ № 4 не проводятся мероприятия, содержащие: политическую, религиозную и экстремистскую направленность; при проведении мероприятия соблюдаются нормы законодательства о защите детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;Безопасность детям. Памятка по антитеррору

Официальный интернет-портал правовой информации

Единая электронная детская почта доверия в г. Туле: kdndeti@cityadm.tula.run

СООБЩИТЬ О РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Яндекс.Метрика

Беседа с учащимися и их родителями «Профилактика суицидов среди несовершеннолетних» Как помочь подростку справиться с депрессией, разочарованием и психологическими травмами?

Вступление

Проблема  подросткового суицида  является наиболее актуальной  из всех проблем настоящего времени  и не может не беспокоить современное общество. От­ражением этого беспокойства стало провозглашение Всемирной организацией здравоохранения 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств.

Особенно остро проблема самоубийства стоит в среде моло­дежи, как наиболее психологически и эмоционально уязвимой социально-демо­графической группе.  Мы должны понимать и принимать  тот факт, что многое,  что кажется взрослым пустяком, для подростка глобальная проблема.

Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости, а если учесть самоубийства, замаскированные под другие виды насильственной смерти, то, возможно, и первой. Как показывает мировая статистика, за послед­ние 30 лет суициды детей от 10 до 14 лет возросли в 8 раз. У мальчиков пик суицидальной активности приходится на 11-14 лет, у девочек - на 15-18 лет.

          Огромную роль в предотвращении подростковых суицидов призвана сы­грать семья, как главный ресурс эмоциональной поддержки подростка. Обязанность взрослых – не допустить у подростка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.  

           Подростковый возраст в жизни детей - это такой период, когда родителям не стоит терять бдительность, веря в свою прирожденную педагогическую гениаль­ность. Педагогическая некомпетентность родителей может стоить очень дорого; ведь известно, что перевоспитывать ребенка, исправляя свои родительские ошибки, гораздо сложнее, чем с самого начала воспитывать ребенка, не совершая неправильных действий, не говоря неправильных слов.   В сложных современных условиях родители нуждаются в квалифицированной помощи со стороны школы. Следовательно, специалистам школы необходимо работать с родителями, чтобы вооружить их достаточным количеством знаний, чтобы они как можно более грамотно смогли оказать помощь своему ребенку, понять его и поддержать, помогли  справиться с переживаниями, приводящими подростка к суициду. Чем выше  будет педагогическая культура родителей, чем больше общечеловеческих  и нравственных ценностей они смогут привить своим детям, тем меньше  их дети будут искать смысл в различных формах девиантного поведения.

 

 

 

 

Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком

Форма–проведения: семинар - практикум

Оборудование:  интерактивная доска, презентация, листы А4, А3, , ассоциативная карта, анкеты для родителей, тексты для работы с информацией, стикеры, маркеры, памятки для родителей,  картинка «Чудесный ларец» для рефлексии.  

 

Святая наука — расслышать друг друга...

Не только расслышать, но и понять и помочь.

Если сделать это вовремя, то, сколько

жизней детей и подростков мы сможем сохранить.

Автор неизвестен

     

     Добрый день уважаемые родители и учащиеся! Мы рады приветствовать  вас в стенах нашей школы! Зачитывается эпиграф.

     Просмотр социального ролика «Я не хочу жить, меня все достало».

     Как вы, наверное, уже поняли из сюжета видеоролика, сегодня мы с Вами поговорим на одну из очень важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей, о детско-подростковом суициде.

      Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.  Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда  же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить,  трудновоспитуемые и  социально запущенные. Как достигается такой результат?

Упражнение «Чистый лист».  Уважаемые родители,  работайте вместе со мной. Я предлагаю вам выполнить  упражнение «Чистый лист».  У вас на столах находятся чистые листы бумаги А4, возьмите их, пожалуйста.

Представим себе, что это душа ребенка (психолог демонстрирует  чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то  же самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).  

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какие чувства и переживания, испытывает мой   повзрослевший ребенок? Как   складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями? Какие проблемы  волнуют моего ребенка? Пожалуй, не так часто.

Анкетирование родителей.

       Предлагаю ответить Вам на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

  1. Рождение вашего ребенка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?
  14. Вы первым идете на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

        Если на все вопросы Вы ответили «Да», то значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!

Нарушения детско-родительских отношений, отсутствие безопасности, каждодневного ухода, заботы формируют чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности,  замкнутости и нелюдимости, уходу в себя, что создает условия к попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, побегам детей из дома,  росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.

 

 

 

 

Ассоциативная карта.

 - Какие ассоциации у вас возникают при слове суицид? (ответы родителей: подросток, смерть, боль, страх, одиночество, депрессия, слабость, подавленность, надежда и т.д.)

Информационный блок.

      Суицид - это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. 

      Подростковый суицид  - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.

        Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.

Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
         * непреодолимость трудностей,
         * нескончаемость несчастья,
         * неперено­симость тоски и одиночества.

Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:

         * беспомощностью,

         * бессилием,

         * безнадежностью.

 В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

 Выделяют несколько форм суицидального поведения:

        Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.

      Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми в состоянии аффекта.

       Истинный суицид - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.

      Факторами, провоцирующими суицид,  выступают следующие ситуации и проблемы:

  • Употребление алкоголя и наркотиков (согласно статистике, этот фактор обуславливает суицидальное поведение в 75% случаев);
  • Межличностные конфликты, которые зачастую воспринимаются неадекватно, с преувеличением их значения и травматичности, что вызывает внутренний кризис и драматизацию событий. Неразделенная любовь и ревность, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. К суици­ду могут привести, как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей. Многим отличникам свой­ственна привычка относиться к своим решениям, как к единственно правиль­ным, и неукоснительно исполнять их. При переживании поражения эта особен­ность характера часто подталкивает одаренных подростков к отчаянному шагу;
  • Состояние переутомления;
  • Распад родительской семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, ошибки семейного воспитания: частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения;
  • Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия);
  • Конфликт с учителем – протест против несправедливости, либо страх наказания и позора;
  • Смерть близкого человека;
  • Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травля среды;
  • Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.

Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие мотивы:

Протест (месть) - когда своими суицидальными действиями подросток протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";

Призыв (привлечение внимания) - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";

Избегание неудач - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";

Самонаказание - суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...".

Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.

Знаки, сигнализирующие о суицидальном намерении ребёнка.

  • Заметная перемена в обычных манерах поведения;
  • Недостаток сна, повышенная сонливость;
  • Ухудшение, улучшение аппетита;
  • Признаки беспокойства;
  • Признаки вечной усталости;
  • Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему  виду;
  • Усиление жалоб на физическое недомогание;
  • Склонность к быстрой перемене настроения;
  • Отдаление от семьи, друзей;
  • Упадок энергии;
  • Отказ от работы в клубах, кружках;
  • Излишний риск в поступках;
  • Поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;
  • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
  • Усиленное чувство тревоги;
  • Выраженная безнадёжность;
  • Приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления;
  • Раздача в дар ценного имущества;
  • Приведение в порядок всех дел;
  • Разговоры о собственных похоронах;
  • Составление записки об уходе из жизни;
  • Словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что
  • мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой».

 

         Меры по профилактике и предотвращению подростковых суицидов.

Суицидологи убеждены: вопреки широко распространенному общественному мнению, попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить. Подтверждением является тот факт, что большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим: 70–80% подростков, совершивших попытки суицида, высказывались до этого о своих намерениях, 10–15% позднее покончили жизнь самоубийством.     

Работа с текстом. Метод пометок

Важным элементом профилактики суицидов  является профилактика депрессий у подростков, в чем родители также призваны играть важную роль. Когда у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же принимать меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Уважаемые родители! У вас на столах находится информация по профилактике депрессий  у подростков. Вам предлагается проранжировать информацию по степени значимости, (т.е. что необходимо делать в первую очередь, во вторую и т.д.) и   при помощи системы маркировки текста подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • «галочкой» помечается то, что вам уже известно;
  • знаком «минус» помечается то, что противоречит вашему представлению;
  • знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
  • «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

 

Уважаемые родители! Время работы с тексами вышла. Предлагаю подвести итоги.  Группы внимательно слушают друг друга и делают необходимые дополнения.

Первое что необходимо было сделать это проранжировать,  (т.е. определить порядок действия родителей,  то что является первостепенным по отношению к  ребенку). Демонстрация работ родителями.

Давайте, посмотрим на сколько Вы были правы. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его самочувствии, настроении, переживаниях, вести беседы о будущем, строить планы. Беседы должны быть позитивными,   вселять уверенность  в самом себе, в своей способности решать проблемы и добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать подростка с другими ребятами — более успешными, бодрыми, энергичными. Такие сравнения могут только усугубить ситуацию и понизить и без того низкую самооценку. Сравнивать можно только подростка -сегодняшнего с подростком- вчерашним, настраивая его на позитивный образ подростка- завтрашнего.

Во-вторых, надо внести разнообразие в обыденную жизнь подростка; заняться с ним  новыми делами или подыскать ему какое-то новое занятие,  придумать новые способы выполнения домашних обязанностей;

В-третьих, надо проследить за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня: хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Физическое здоровье подростка нуждается в пристальном внимании, так как депрессия — психофизиологическое состояние.

В-четвертых, не полагаясь на собственное всемогущество, родителям полезно принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей подростка, психологов, психотерапевтов. Если убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу) не удается,  то Вы уважаемые  родители можете сами обратиться к ним за консультацией, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.

         Памятка  для родителей

Родителям необходимо учить подростков:

  • сосредотачивать свое внимание на хорошем; уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;
  • заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
  • уметь сотрудничать с людьми, и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;
  • реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, в танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций и курсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.

Действенным инструментом преодоления пессимизма, критичности по отношению к себе и другим, скептицизма - является методика  «Диета хороших новостей».

  • Каждый член семьи берет на себя обязательство запомнить в течение дня как минимум три своих мысли, эмоции, поступка, за которые он мог бы похвалить себя. Вечером, за ужином в кругу семьи, каждый делится с близкими этими своими наблюдениями за собой. Это помогает снова пережить приятные моменты, а, кроме того, дает возможность родным людям оценить успехи друг друга, сказать добрые слова поощрения и поддержки.
  • Если Ващи сын или дочь не готов к такому общению с близкими людьми, ему можно рекомендовать вспомнить лучшие моменты прожитого дня в одиночестве, готовясь ко сну.
  • Тем самым он во-первых, научится выхватывать из жизни своим внутренним взором то, что является, безусловно, положительным; сделает это фокусом своего внимания; во-вторых, перестанет приписывать себе, близким людям и событиям своей жизни отрицательные ярлыки, искажающие его представления о себе и своей жизни. Вовлечение в осуществление этой «диеты» всей семьи, придаст внутрисемейному общению плодотворный вектор развития, научит видеть друг в друге лучшее.  

Рефлексия «Чудесный ларец».  Уважаемые родители! Наш семинар-практикум подходит к логическому завершению.   Вы активно и дружно работали, старались выполнять все наши задания и рекомендации. Аплодисменты друг другу.

И в заключении мы хотели бы получить обратную связь. Предлагаем Вам написать на стикерах, что Вы положите в чудесный ларец и возьмете с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Спасибо за внимание!



image003